Твори добро на радость людям

Авторы: Блинкова Елена Александровна, Петрова Маргарита Павловна, ученицы 4 и 8 классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чесменская средняя общеобразовательная школа села Чесменка Бобровского района Воронежской области ( директор:Самодуров Н.И.).

Руководитель: Цопова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, зам. дир. по ВР.

Актуальность:В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения. Подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях, ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Характерно то, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более, чем вдвое, в то время как численность населения России сократилась. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

В маленьких сёлах, где нет домов престарелых, комнат медицинского ухода, домашних медсестёр-сиделок, на помощь одиноким и престарелым людям приходят отряды милосердия-волонтёры. В последнее время мы начали осознавать, что самым острым дефицитом у нас стали человеческое тепло и забота о ближнем.

В домах, что рядом с нами, там, где пока еще живы легенды нашей замечательной, самой терпеливой в мире страны, и мы, ее молодое поколение, не вправе молча наблюдать, как вымирают люди. Подчас, ветеранам и престарелым больным людям не только не хватает примитивной помощи по дому, но и элементарного, самого обычного и в то же время жизненно необходимого – общения. Общения не с телевизором, не с радио, не с газетами и книгами, а с человеком, близким и понятным. Поэтому еще более родным, пусть даже это будет маленький человечек, зашедший поделиться с незнакомым дедушкой или бабушкой, частичкой своей душевной теплоты – ведь это и есть самый ценный подарок для человека, запертого в четырех стенах. Перед нами стоит задача не только облегчить одинокое существование ветеранов и пожилых людей, но и внести в их суровые будни немножко тепла и внимания, света и заботы – это будет лишь крохотная дань благодарности за их подвиг во имя нашей жизни. И именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и доброта, отзывчивость и сострадание.

Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита   обозначались самыми близкими человеку словами:

​ З – “земля”

​ Л – “люди”

​ М – “мысль”

​ Д – “добро”

Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе ветеранов и престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания.

Опыт предшествующих лет, деятельность МКОУ Чесменская СОШ по работе комплексной программы гражданско-патриотического воспитания, по воспитательным программам клуба «Юные патриоты», показали, что одним из действенных направлений в работе здесь может и должна стать волонтёрская деятельность.

В сентябре 2017 года в МКОУ Чесменская СОШ был разработан социальный проект «Твори добро на радость людям!», направленный на ориентацию работы классных коллективов МКОУ Чесменская СОШ на доброе дело, на воспитание в детях и подростках чувств милосердия, сострадания, заботы о ближнем. В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому одна из задач школы – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Да и сами мы, дети, в последнее время начали осознавать, что самым острым дефицитом стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому мы чаще стали обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание. Одной из сегодняшних задач нашей школы является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе престарелых людей, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. А таких людей в нашем селе немало. Пожилые люди, по самым разным причинам, остаются один на один со своей старостью, беспомощностью. Болезни, неспособность обслуживать себя — всё это делает жизнь пенсионеров безрадостной, однообразной.

Хорошо, что сейчас появились социальные работники, которые оказывают необходимую помощь пожилым людям. И всё-таки этого мало. Старикам необходимо чувствовать, что они нужны кому-то, что их опыт, знания могут ещё пригодиться молодому поколению.

В нашей школе есть ребята-волонтёры. Это ученики разных классов. Дети часто навещают пожилых людей, помогают в уборке, ходят в магазины и аптеку. В праздничные дни не забывают поздравить своих подопечных и подарить им сувениры, сделанные своими руками.

Ребята не только помогают пенсионерам, но и беседуют с ними о том, как жили люди раньше, какие были обычаи в то время. Эти воспоминания помогли нам собрать материалы об участии наших земляков в В.О. войне. Общаясь со школьниками, пожилые люди как бы молодеют душой, забывают на время о болезнях, одиночестве. Ребятам такое общение тоже очень полезно. Таким образом, они узнают много нового об истории своей страны.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы —  юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.

Социальный проект ««Твори добро на радость людям» призван сплотить добровольцев из числа молодых людей для оказания помощи (социальной, психологической, бытовой, консультативной и иной) нуждающимся пожилым людям. Реализация данного проекта позволит отработать механизмы оказания адресной помощи нуждающимся пожилым людям силами волонтёров.

Цель проекта:

​ помочь учащимся проявить свое гражданское самосознание и социальную активность, то есть те качества, от которых во многом зависит будущее подрастающего поколения;

​ включение школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку ветеранов войны и труда, находящихся в вынужденной длительной изоляции по состоянию здоровья, пенсионеров престарелого возраста с ограниченными возможностями;

​  формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям старшего поколения.

​ Укрепить духовную связь между людьми разных поколений.

Задачи проекта:

-оказать социальную помощь и психологическую поддержку одиноким и престарелым людям;

-пропагандировать здоровый образ жизни и семейные ценности;

-стимулировать и поддерживать социально значимую деятельность школьного самоуправления.

 

Социальный проект «Твори добро на радость людям» был реализован по 3-м направлениям:

1«Шаг навстречу».

В рамках этого направления члены ученического самоуправления гражданско-патриотического сектора и учащиеся школы обратились в администрацию Чесменского сельского поселения к главе Бондарчук Людмиле Николаевне по выявлению ветеранов, нуждающихся в помощи.

Школьники навещают ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны, записывают их воспоминания, делают видеоролики с интервью этих людей, оказывают помощь в основном бытового характера.

Добровольцы не оставляют без внимания ни одну просьбу нуждающихся и оказывают посильную помощь: ходят в аптеку за лекарствами, делают уборку в квартире, убирают мусор во дворах частных домов, пишут письма родным и т.д. Зачастую бывает необходимым оказать психологическую помощь, т.к. многие пожилые люди одиноки, либо забыты собственными детьми. Особо в этом нуждаются жители Липовского дома-интерната для престарелых и инвалидов отделения с. Чесменка, над которым волонтёры нашей школы взяли шефство.

Было посещено 12 — пенсионеров и инвалидов войны и труда на дому. В этом добром деле приняли участие 27 школьников-добровольцев.

Шаг 2«Рука друга» — в рамках этого направления волонтёры провели работу по сбору книг для создания библиотеки в Липовском доме-интернате для престарелых и инвалидов отделения с. Чесменка Все книги (а их было собрано 38) были по — новогоднему оформлены, содержали внутри письма и поздравительные открытки от классных коллективов. 28 декабря 2017 года книги были отправлены. Бабушки и дедушки были благодарны членам ученического самоуправления за посильную помощь, проявление сочувствия и внимания.

Шаг 3. «Родник добра» — в рамках этого направления волонтёры школы посещали Липовский дом-интернат для престарелых и инвалидов отделения с. Чесменка, давали концерты, вручали сувениры, сделанные своими руками и просто общались с интересным поколением людей.

 

Основные результаты проекта:

1) Достигнута договоренность с главой Чесменского сельского поселения – Бондарчук Л. Н. о проведении благотворительных мероприятий на День пожилого человека, 8 Марта, День Победы и др. ежегодно.

2) Получена поддержка родителей школы для изготовления, приобретения открыток и сувениров для пожилых людей, проживающих в селе, а также ветеранов войны и труда, проживающих в нашем районе.

3) В ходе выполнения проекта мы научились проводить диалог с руководителями разных структур, а также работать в команде.

Выводы:

По нашему мнению, основной ресурс для развития гражданского общества – это ресурс человеческий, рациональное использование которого поможет существенно сократить материальные издержки, поддержать необходимую атмосферу творчества и желания социальных достижений.

Выявлены престарелые люди, особо нуждающиеся в нашей, в первую очередь психологической поддержке. Ведётся работа по оказанию помощи (социальной, психологической, бытовой) нуждающимся гражданам. Тем самым проект позволяет улучшить психологическое состояние людей преклонного возраста, создать у людей старшего поколения чувство востребованности.

Реализация проекта способствует также духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, повышению ее социальной активности и гражданской ответственности.

Многие люди заботятся о нас, нам щедро дают, но от нас и ждут, и у нас

достаточно сил, чтобы делать добро людям. Мы сможем достойно жить в нашем непростом мире, только научившись держаться вместе, поддерживать, ценить и уважать друг друга. Надо научиться серьёзно относится к своей жизни, контролировать свои потребности и желания. Надо выработать в себе уважение к пожилым людям. Каждый человек должен научиться любить людей и тогда пожилые люди увидят мир немного по-иному, и им захочется рассказать об этом.

В нашем случае начало положено…